Публикации

25.10.2013
Безопасность и экономичность - главные черты системы управления движением поездов Казанского метрополитена

К тысячелетнему юбилею столицы Татарстана введён в эксплуатацию Казанский метрополитен, который, по мнению министра транспорта РФ, является лучшим в России по своему уровню безопасности [1]. И это действительно так. Казанский метрополитен оснащён  современными системами бесперебойного электропитания и пожарной безопасности, средствами антитеррористической защиты и борьбы с грунтовыми водами. Вместе с тем наибольший интерес у отечественных и зарубежных специалистов в области эксплуатации метрополитенов вызывает аппаратно-программный комплекс управления движением поездов.

Движущийся поезд метрополитена (рис.1), как известно, представляет собой не только средство для быстрого и комфортного передвижения, но и источник повышенной опасности для его пассажиров. Поэтому во всём мире к безопасности системы управления движением поездов метрополитенов всегда предъявлялись повышенные требования.

Главная роль в решении этой задачи отводилась машинисту поезда. От его способности оперативно реагировать на опасные ситуации, принимать правильные решения во многом зависела жизнь и здоровье людей.
В основу построения системы управления движением поездов казанского метрополитена заложены идеи и принципы, обеспечивающие достижение высокого уровня безопасности, которые зародились в Санкт-Петербургском НИИ точной механики и  прошли экспериментальную проверку в метрополитене города на Неве. Уникальность казанского метро заключается в полном отсутствии морально устаревших релейных средств управления и организации движения, которые до сих пор используются в метрополитенах нашей страны. На смену этим средствам пришли отвечающие современному мировому уровню бортовые и станционные вычислительные комплексы, способные самостоятельно обнаружить и локализовать угрозу безопасному состоянию находящихся в метрополитене людей.

Система управления движением поездов казанского метрополитена построена по иерархическому принципу и включает в себя три уровня. На верхнем уровне располагается центр диспетчерского управления (ЦДУ). С его помощью осуществляется сбор необходимой информации, её оперативный анализ и выдача управляющих команд на нижестоящий средний уровень, который включает в себя оборудование, установленное на станциях метрополитена. Нижний уровень представляет собой аппаратуру, размещённую на поездах.

Центр диспетчерского управления

Всё оборудование и программное обеспечение центра диспетчерского управления разделено на две взаимосвязанные системы. Одна из них - комплексная система "Движение" (КСД) осуществляет процесс организации движения поездов метрополитена, а другая - комплексная автоматизированная система диспетчерского управления (КАСДУ) решает задачу управления внешними устройствами и имеет сертификат соответствия.

Информация о движении всех поездов, их техническом состоянии, а также о состоянии оборудования, установленного на станциях,  и путевой аппаратуре передаётся на ЦДУ по дублированной волоконно-оптической связи и отображается на проекционных табло коллективного пользования.

Обработка информации, поступающей в центр диспетчерского управления, производится с помощью двух специализированных вычислительных комплексов, входящих в состав соответственно КСД и КАСДУ. Каждый из этих комплексов имеет двукратное резервирование и построен на базе серверов IBM X Series.

metro  
Условные обозначения и сокращения:
АРМ - автоматизированное рабочее место;
АРМ ДСЦП - автоматизированное рабочее место дежурногостанционного поста централизации;
АРМ Э/М - автоматизированное рабочее место электромеханика службы АСС;
АСДУ - автоматика систем дистанционного управления;
АСС - автоматика, сигнализация, связь;
БУС - блок управления стрелкой;
БУСФ - блок управления светофором;
БФ - блок фазомодулированного рельсового индуктивного канала;
ВКП - видеотабло коллективного пользования;
КСД - комплексная система “Движение”;
ЛВС - локальная вычислительная сеть;
СА КСД - стационарная аппаратура комплексной системы “Движение”;
СПД ВОЛС - система передачи данных по волоконно-оптической линии связи;
СТО - стойка управления основная;
СТР - стойка расширения;
СТФ - стойка фазомодулированного канала;
СЦВС - стационарная цифровая вычислительная система;
УПУ - устройство прибытия-убытия;
ЦДУ - центр диспетчерского управления;
ШК - шкаф клеммных соединителей;
ЭМ - электромеханическая служба;
ЭС - служба электроснабжения.

В состав комплексной системы "Движение" центра диспетчерского управления  входят автоматизированные рабочие места (АРМы) старшего диспетчера, поездного диспетчера и инженера по автоматике, сигнализации и связи. Комплексная автоматизированная система дистанционного управления ЦДУ состоит из АРМов диспетчера энергоснабжения и диспетчера электромеханических устройств. Для контроля программного обеспечения центра диспетчерского управления используется АРМ системного программиста...

Назад Скачать PDF