Публикации

18.10.2013
Точное движение

В метро внедряют микропроцессорные системы управления. Рост интенсивности и усложнение организации движения неизбежно приводят к увеличению нагрузки на диспетчеров и машинистов метрополитена.

Константин Потапов, главный конструктор
ОАО "НИИ точной механики" (Санкт-Петербург):

Константин Борисович, что предлагают учёные для повышения качества управления столь сложной транспортной системой, как метро?

В настоящее время на большинстве линий действующих метрополитенов аппаратную основу систем управления движением составляют устройства на базе электромагнитных реле. В то время как гораздо более широкие возможности для улучшения технических и экономических характеристик этих систем предоставляют устройства на базе микропроцессоров.

Сотрудники нашего института совместно с коллегами из "Инвестстройметро", МГУПСа, ПГУПСа, "Ленметрогипротранса" и Петербургского метрополитена разработали комплексную систему обеспечения безопасности и автоматизированного управления движением поездов метро на базе микропроцессорной техники. Она получила название "Движение". Впервые её ввели в эксплуатацию в 2005 году при пуске Казанского метрополитена.

Основное достоинство системы "Движение" в том, что она обеспечивает решение задач технологического управления на всех уровнях (поезд - станция - центральный пост - устройства жизнеобеспечения), используя приборы только отечественного производства. Это снижает риски непрогнозируемого увеличения затрат, если возникнет необходимость изменить её функциональные возможности. Ведь метрополитен - постоянно развивающаяся система, появляются новые линии, меняются графики движения поездов, что требует перенастройки систем управления. 
Если использовать зарубежные разработки, то в этом случае для переналадки системы управления придётся закупать не просто оборудование, но и технологии, прикладное программное обеспечение, привлекать специалистов из других стран. Для стратегического объекта, каким является метро, это крайне нежелательно. Понятно, что при этом возрастёт стоимость эксплуатации. Проведённый сотрудниками отдела маркетинга нашего института анализ показал, что отечественное оборудование будет иметь ценовое преимущество перед зарубежными конкурентами как по поездной, так и по стационарной аппаратуре.

Какими ещё достоинствами обладает ваша разработка?

Структурная и функциональная избыточность подсистемы управления станциями и перегонами такова, что при любых одиночных неисправностях можно спокойно, без сбоя графика движения доработать до так называемого ночного "окна". И уже затем восстановить работоспособность составных частей аппаратуры. При этом полностью обеспечены высокие требования безопасности пассажирских перевозок.

Кроме того, для размещения нашей микропроцессорной аппаратуры требуется примерно в 5 раз меньше площади, и потребляет она в 3 раза меньше электроэнергии, чем релейная. В подсистеме управления поездом мы совместили функции обеспечения безопасности и оптимального с точки зрения экономии электроэнергии движения по перегону. Предусмотрели также возможность настройки функции автоведения при корректировке графика диспетчером. Если при прибытии поезда на станцию диспетчер выдаёт команду на корректировку графика движения, то она вводится в бортовую аппаратуру по радиоканалу. В этом случае после отправления поезд будет идти уже по новому графику с соответствующим ему оптимальным режимом расхода электроэнергии...

Назад Скачать PDF