Публикации

21.10.2013
Развитие метрополитенов и микропроцессорные системы управления

Основной профиль деятельности НИИ точной механики (НИИ ТМ) это разработка, испытания, серийный выпуск, монтаж и авторское сопровождение сложных микропроцессорных систем управления для тяжелых условий эксплуатации. В 1992 г. институт, ранее принадлежавший оборонной промышленности, начал осуществлять масштабную программу конверсии, в результате которой не только сохранил ведущие позиции в традиционных для себя отраслях техники, но и нашел свое место на рынке продукции общегражданского назначения. В настоящий момент НИИ ТМ является разработчиком, изготовителем и поставщиком системы "Движение" - комплексной системы обеспечения безопасности и автоматизированного управления движением поездов метрополитена.

Сегодня системой "Движение" полностью оснащен метрополитен Казани, где в декабре 2008 г. была открыта станция "Проспект Победы", шестая по счету. В Санкт-Петербурге ее элементы внедрены на действующих линиях, а также на трех новых станциях Фрунзенско-Приморской линии - недавно открывшихся "Обводный канал", "Звенигородская" и "Волковская". Об идеологии и технических принципах работы системы "Движение" рассказывает генеральный директор ОАО "НИИ ТМ" Константин Дубов:

В свое время количество направлений, по которым велась работа в НИИ ТМ, доходило до ста, причем в самых разных областях. Если говорить о сегодняшнем дне, то сохранился ряд достаточно мелких направлений, чья доля не столь заметна, но которые мы сознательно продвигаем, понимая, что рано или поздно они станут актуальны. Во многом осталась оборонная тематика, традиционная для нашего института. Идет работа в области систем управления наружным освещением. Одним из важнейших направлений является метрополитен.

Заниматься этим вопросом вплотную институт начал в 1995 г., совместно с Петербургским метрополитеном, МИИТом и "АССОДСТРОЙМЕТРО". Когда мы приступали к этой работе, идея была следующая: создать современную микропроцессорную систему, которая по своим характеристикам не только не уступала бы, а в чем то и превосходила зарубежные аналоги. Весомый результат появился спустя 10 лет, когда возможности системы в наиболее полном объеме были реализованы в казанском метрополитене. Здесь система "Движение" впервые была представлена как единый комплекс, охватывающий все уровни технологического управления, включая бортовую аппаратуру на поездах, аппаратуру станций и перегонов и центр диспетчерского управления.

Константин Сергеевич, какова основная задача системы "Движение"? 

Централизованное графико-интервальное регулирование движения поездов метрополитена и обеспечение безопасности перевозок пассажиров. Для достижения этой цели в НИИ ТМ было разработано полностью микропроцессорное управление устройствами. Мы отказались от релейных схем и применили новый тип фазоразностных резонансных рельсовых цепей, которые нигде и никем более не применяются. Немаловажным аспектом явилось и сокращение площадей для размещения устройств управления. Для микропроцессорной автоматики по сравнению с релейной аппаратурой требуется в 5 раз меньше места, а значения требуемой мощности оказываются ниже в 3,2 раза.

Развитие микропроцессорных систем управления, как я уже сказал, позволяет решать задачи технологического управления на всех уровнях (поезд - станция - центральный пост - устройства телемеханики) в комплексе, причем силами отечественного производителя. Это снижает риски непрогнозируемого увеличения затрат при необходимости изменения функциональных возможностей системы по сравнению с системами зарубежного производства. Метрополитен постоянно развивается: появляются новые линии, строятся новые станции и пересадочные узлы, наконец, изменяются сценарии движения поездов, и все это требует перенастройки систем управления. При использовании импортных систем придется закупать не просто оборудование, а технологии, прикладное программное обеспечение, привлекать зарубежных специалистов. Трудно прогнозировать, как при этом возрастет стоимость эксплуатации. Поэтому использование комплексных систем автоматизации позволяет производить такую перенастройку с наименьшими затратами, финансовыми и временными. 

Существует ли возможность модернизации линий действующих метрополитенов с использованием аппаратуры системы "Движение"?

Принципиально говоря, да, хотя совмещать старое и новое трудно. Совместно с Петербургским метрополитеном необходимые наработки у нас сделаны, например, центральный пост управления, аппаратура микропроцессорной сигнализации, блоки сопряжения с действующими устройствами метрополитенов. В то же время, мы считаем, что на новых линиях необходимо устанавливать систему "Движение" в целом, а на модернизируемых или продлеваемых линиях возможны два этапа: на первом этапе модернизируется центральный пост и устанавливается аппаратура микропроцессорной централизации, на втором этапе модернизируется подвижной состав и устанавливается аппаратура фазомодулированных рельсовых цепей...


Назад Скачать PDF