Публикации

30.10.2013
О понятиях надежность и безопасность технических систем с позиций разработчиков
При решении многих задач, возникающих перед заказчиками и разработчиками систем управления потенциально опасными объектами, к которым, в частности, относятся различного рода средства передвижения (от космических до подземных и подводных), встают проблемы обоснования показателей и критериев надёжности и безопасности, отражающих разные свойства создаваемых систем. Одним из способов решения этих актуальных проблем является, наряду с существующей нормативно-технической базой по надёжности изделий, разработка стандартов по безопасности технических систем. Центральное место при этом занимают вопросы терминологии, дискуссия по которым своевременно предложена редакцией журнала.

В настоящей статье, авторами которой являются сотрудники научно-исследовательского института точной механики, непосредственно участвующего в разработке систем безопасности, пожаро-взрывопредупреждения и тушения ракетно-космической техники, а также систем обеспечения безопасности управления движением поездов метрополитена, предлагается краткое изложение основных положений в области безопасности и терминологические аспекты взаимосвязи понятий "надёжность" и "безопасность" с позиций разработчиков потенциально опасных систем.
Все свойства, входящие в понятие "качество" изделия (технической системы), неразрывно связаны между собой. Но в то же время каждое из этих свойств имеет свою индивидуальность, отличительные черты, которые проявляются при использовании технической системы по целевому назначению. Это, в первую очередь, относится к свойствам надёжности и безопасности, которые, несмотря на некоторую близость, имеют принципиальные различия.

Благодаря успехам, достигнутым в теории надёжности, терминология в этой области не вызывает трудностей при разработке и контроле выполнения требований по надёжности технических систем (ТС) повышенной опасности. В то же время при решении аналогичных задач по безопасности возникают терминологические проблемы. Они обусловлены тем, что терминология, в частности, показатели и критерии безопасности, не носит понятный заказчику и разработчику физический смысл и недостаточно чётко сформулирована. В результате свойство безопасности ТС в отдельных случаях включается в состав надёжности, а показатели надёжности (безотказности) применяются для оценивания уровня безопасности, что представляется, по нашему мнению, недостаточно корректным.
Действительно, для технических систем, представляющих опасность при изготовлении или эксплуатации, наиболее значимым из совокупности свойств, входящих в понятие "надёжность", является безотказность, под которой понимается свойство ТС сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки...

Назад Скачать PDF